В Беларуси наблюдается тенденция к индивидуализации учебного процесса

Особый подход

В школах, гимназиях, колледжах и вузах стараются максимально учитывать возможности каждого, в том числе ребят, индивидуальные потребности которых обусловлены жизненной ситуацией или состоянием здоровья. Начальник отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Министерства образования Алла Веретенникова рассказала, как к процессу обучения помогают адаптироваться детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
 


— Алла Вячеславовна, объясните: почему именно на начальном этапе важно помочь социализироваться детям с СДВГ?

— Сразу объясню терминологию. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — состояние, при котором наблюдается повышенная возбудимость ребенка, чрезмерная речевая и двигательная активность в сочетании с нарушениями внимания и импульсивностью. Очень часто это состояние сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной неустойчивостью. В результате ребенок постоянно находится в состоянии нервного напряжения, которое он пытается сбросить путем физической активности. В целом он просто не может вести себя по-другому и тем более сознательно корректировать собственное поведение.

Такие состояния нередко замечают и родители по отношению к собственным детям, и педагоги при организации образовательного процесса в учреждениях образования. Однако следует понимать, что сегодня СДВГ является медицинским диагнозом и выставляет его врач-психиатр.

— Чем раньше приступить к корректировке, тем прогнозы благоприятнее?

— Поведение детей с СДВГ в большей степени определяется внешним окружением. В одиночку родителям не справиться с такой задачей. Необходима выработка согласованных действий по отношению к данному ребенку как со стороны самых близких ему людей, так и со стороны всех участников образовательного процесса — учителя, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя. Важно знать и понимать, чем обусловлено такое поведение. Продуманная стратегия совместных действий может во многом способствовать снижению нежелательных проявлений поведения, мешающих ребенку усваивать знания, общаться со сверстниками, комфортно ощущать себя в коллективе. Работа должна быть комплексной.

— Для деток с такой особенностью разрабатываются отдельные образовательные программы?

— Ребенок с СДВГ не относится к категории детей с особенностями психофизического развития. Он обучается по образовательным программам дошкольного либо общего среднего образования. При этом важное значение в работе с таким ребенком приобретает помощь педагога-психолога, который оказывает ему непосредственную психологическую помощь, консультативную помощь педагогическому коллективу и, конечно, родителям. Да, есть случаи, когда ребенок с СДВГ может иметь и сопутствующие нарушения интеллекта, речи. Такой ребенок включается в банк данных о детях с особенностями психофизического развития и в соответствии с заключением центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации получает помощь как педагога-психолога, так и учителя-дефектолога. При необходимости руководитель учреждения образования имеет право вносить изменения в структуру, наименование должностей служащих (профессий рабочих) в пределах штатной численности либо вводить дополнительную штатную численность сверх штатной численности по решению государственного органа, в подчинении которого находится учреждение образования.

— То есть за такими ребятами могут закрепить воспитателя индивидуального сопровождения? А насколько учителя понимают нюансы работы с детьми, у которых есть какие-то особенности?

— Уделяется большое внимание подготовке педагогических кадров. Так, в примерные учебные планы по специальности «специальное и инклюзивное образование» по всем профилизациям в вузах включена учебная дисциплина «профилактика и коррекция проблемного поведения», в вариативный компонент — учебная дисциплина «сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», при подготовке по профилизации «Образование лиц с расстройствами аутистического спектра» предусмотрено изучение модуля «Диагностика и сопровождение при синдроме дефицита внимания и гиперактивности» и учебной дисциплины «коррекционная работа при синдроме дефицита внимания и гиперактивности». Конкретные рекомендации по созданию адаптивной образовательной среды, средств психологического сопровождения обучающихся с этим синдромом и их родителей находятся на национальном образовательном портале adu.by. Круг вопросов по организации образовательного процесса для таких обучающихся включается в работу родительских клубов, собраний. Мы стараемся максимально информировать общество. К слову, уже реализуется дорожная карта, разработанная и утвержденная Министерством образования, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты на 2022—2025 годы.

azanovich@sb.by

Источник: sb.by

 

 

Теги: 
Обычная версия
Настройки
Шрифт
Roboto
Times New Roman
Размер
А
А
А
Межбуквенное расстояние
Нормальное
Среднее
Большое
Цветовая схема
Черным по белому
Белым по черному
X